КОВКА - это способ обработки металлических изделий давлением, при котором инструмент оказывает многократное воздействие на изделие, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает нужную форму и размеры. Всем известно, что с древних времён, холодная ковка меди, самородного железа являлась, пожалуй, самым основным способом обработки металла. Холодная ковка использовалась у индейцев Северной и Южной Америки до 16 века до н.э. Позже стали применять горячую ковку в Иране, Месопотамии, Египте в 4-3 вв. до н.э. Во все времена кузнецы пользовались высоким спросом, а об их мастерстве складывали легенды. Люди кузнечное дело всегда ставили в разряд наивысших искусств и окружали различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могут излечивать различные болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Кузнечное дело казалось таинственным и связанным с магией. Так как уровень техники был слишком низким, от мастера требовалось много умения, навыка, опыта в обращении с металлом. Различить, например, сорта стали можно было только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке – на глаз по цвету раскаленного металла (каленого); о температуре отпуска стали мастер судил по цветам побежалости. В России, кузнечное дело в средние века вышло на высокий уровень. В 15-17 вв. в Новгороде и Москве стали возникать кузнечные корпорации, кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице). Вручную ковалось: огнестрельное и холодное оружие, всевозможные инструменты, детали для дверей и сундуков, решётки, ворота, ставни, перила, балконы, подсвечники, замки, часы, подковы, украшения и предметы быта. В 15-19 вв. в мире произошла специализация по отраслям развития кузнечного ремесла, например фонари, ограды, решётки, ворота интересней получались в Петербурге (Царское село) и Версале, оружие можно было приобрести в Туле, Астрахани, Милане, Дамаске и Аугсбурге. За ножами и инструментами ехали в Павловск на Оке, Ноттингем, Золинген, а замки делали в Нюрнберге. Ручная художественная ковка в 19 веке была вытеснена штамповкой и литьём, интерес к ней вернулся лишь в 20веке, когда было создано кузнечное оборудование и многие трудоемкие операции стали механизированы, это позволило изготавливать кованые изделия быстрее и качественнее. Также стоит заметить - этот процесс стал приносить больше выгоды, что в свою очередь вернуло интерес к эксклюзивным изделиям ручной ковки.

Вернуться к списку статей